День 3.
Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова
Дирижер: Дмитрий Юровский
Фортепиано: Иван Бессонов
В программе:
С. Танеев Увертюра на русскую тему
С. Рахманинов Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43
А. Аренский Увертюра к опере «Сон на Волге»
А. Лядов «Волшебное озеро». Сказочная картинка, соч. 62
П. Чайковский «Итальянское каприччио» на темы народных песен, соч. 45
Продолжительность 1 час 40 минут с антрактом
Концерты фестиваля можно слушать как музыкальный сериал: невидимые ниточки тянутся от одной программы к другой. Так, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова (день второй) сменяет «Итальянское каприччио» Чайковского – блистательная увертюра, вдохновленная пребыванием композитора на солнечном Апеннинском полуострове.
Сергей Иванович Танеев, профессор Московской консерватории и учитель Рахманинова, в сборнике русских народных песен, составленном Римским-Корсаковым, нашел тему «Про татарский полон» для своей Увертюры.
Вступление к опере «Сон на Волге» принадлежит перу другого преподавателя Рахманинова – Антона Степановича Аренского. Об этой опере, сегодня совсем забытой, Чайковский писал, что слушает ее со слезами на глазах (кстати, на сюжет «Воеводы» Островского написал оперу и сам Петр Ильич).
Самое главное, что все эти сочинения — то, что наверняка слушал Рахманинов в молодости, его музыкальный бэкграунд.
На другом полюсе программы — Рапсодия на тему Паганини, позднее сочинение Сергея Васильевича, связанное с остальными принципом сочинения на заимствованную тему, в данном случае это феноменальные вариации на самый знаменитый каприс для скрипки.