День 5.

9 июля в 18:00

Государственный академический Большой театр России

Дирижер: Алексей Верещагин
Дирижер: Филипп Селиванов

В программе:
I ОТДЕЛЕНИЕ
С. Рахманинов «Алеко». Опера в 1 действии по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Концертное исполнение. Либретто В.И. Немировича-Данченко.
Действующие лица и исполнители Алеко - Геворг Акобян, баритон; Земфира - Анна Шаповалова, сопрано; Молодой цыган - Константин Артемьев, тенор; Старик (отец Земфиры) - Андрей Валентий, бас; Старая цыганка - Ирина Долженко, меццо-сопрано.
Солисты оперы, хор и оркестр Большого театра России Главный хормейстер – Валерий Борисов. Дирижер – Алексей Верещагин
II ОТДЕЛЕНИЕ
С. Рахманинов «Колокола». Поэма для оркестра, хора и солистов на слова Э. По в переводе К. Бальмонта, соч. 35.
Исполнители Анастасия Щеголева, сопрано; Олег Долгов, тенор; Андрей Потатурин, баритон.
Солисты оперы, хор и оркестр Большого театра России Главный хормейстер – Валерий Борисов. Дирижер – Филипп Селиванов

Продолжительность 2 часа 40 минут с антрактом

Программы четвертого и пятого фестивальных концертов (8 и 9 июля) идентичны. Причины тому очень простые — мы хотим, чтобы все желающие смогли стать свидетелями, без преувеличения,  уникального музыкального события. Большой театр России впервые в Подмосковье под открытым небом представит оперу в полномасштабном исполнении. Солисты, труппа и оркестр — 170 человек на сцене!

«Алеко» — первая и самая известная опера Рахманинова, которая дала молодому композитору своего рода путевку в жизнь. Сочиненная за 17 дней партитура была представлена на выпускном экзамене в Московской консерватории. Итог – имя Рахманинова, высеченное золотом на доске медалистов, и вопрос одного из экзаменаторов, не против ли, если «Алеко» пойдет в один вечер с «Иолантой»? Мучительная драма Алеко, чужака в цыганском таборе, разрывающегося между любовью и местью, была мастерски написана Рахманиновым. Не зря эту роль так любил Шаляпин; после одного из спектаклей композитор писал: «Я до сих пор слышу, как он рыдал в конце».
Символично, что эту оперу представят оркестр, хор и солисты Большого театра: в 1893 году именно в Большом театре прошла мировая премьера «Алеко».

Завершение фестиваля 2023 года будет не менее грандиозным, чем открытие.  Большая арка от первого концерта к финалу фестиваля: трагический набат из начала Второго фортепианного концерта и торжественные перезвоны из коды Второй симфонии перекликаются с симфонической поэмой «Колокола», где во всей яркости и многообразии отразилась своеобразная ДНК рахманиновской музыки – колокольность.

История этого сочинения интересна: неизвестный прислал композитору перевод стихотворения Эдгара Алана По «The Bells», выполненный Константином Бальмонтом. Рахманинов написал сочинение, сопоставимое по поэтическому, философскому осмыслению масштабу симфонии: тут и пугающий колокольный набат ударов судьбы, и звонкие бубенцы, возвещающие приход в мир нового человека, и радость венчального колокола, приходящая им на смену.

Вид на Ново-Иерусалимский монастырь, открывающийся из открытого зала фестиваля, станет живописным фоном, ювелирно дополняющим бесконечно прекрасную музыку и впечатления зрителей фестиваля «Лето. Музыка. Музей».

 

Галерея концерта