День 4.

6 июля в 18:00
6+

Оркестр Государственного академического Большого театра России

Дирижер: Дмитрий Лисс

В программе:
Н. Римский-Корсаков «Светлый праздник». Концертная увертюра, соч. 36
Сюита из оперы «Золотой петушок»
«Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
«Испанское каприччио», соч. 34
«Шехеразада». Симфоническая сюита, соч. 35

Продолжительность 2 часа 30 минут с антрактом

В 2024 году исполнилось 180 лет со дня рождения величайшего русского композитора XIX столетия – Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908). Его имени посвящены два заключительных концерта фестиваля.

Программа первого вечера целиком составлена из оркестровых сочинений и оркестровых фрагментов опер Римский-Корсакова. Композитор – не просто признанный мастер, а настоящий волшебник оркестровки, кажется, ему под силу максимально достоверно, сочетая разные тембры, передать в звуке абсолютно любые краски.

Обрамляют программу концерта два сочинения, созданные почти одновременно в 1888 году. Это Воскресная увертюра «Светлый праздник» на темы из церковного Обихода, посвященная памяти друзей Римского-Корсакова, композиторов Александра Бородина и Модеста Мусоргского, а также симфоническая сюита «Шехеразада», написанная под впечатлением сказок «Тысяча и одной ночи». В 1910 году в «Русских сезонах» на музыку сюиты был поставлен балет «Шехеразада», премьера которого вызвала оглушительный восторг у парижской публики. Оформлял спектакль художник Валентин Серов, а главную роль исполнила знаменитая танцовщика Ида Рубинштейн.

Оркестровые фрагменты многих оперных сочинений Римского-Корсакова стали настолько популярны, что исполняются как отдельные номера. Один из них – оркестровый антракт «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Он иллюстрирует легенду, относящуюся к событиям XIII века, когда в сражении русского войска с татарами в водах реки Керженец исчез город Китеж. Этот эпизод исполнялся в программе «Русских сезонов», на фоне занавеса, созданного Николаем Рерихом специально для этого произведения.

Также в концерте прозвучит Испанское Каприччио – блестящее оркестровое произведение, представляющее собой сюиту их пяти непрерывных частей, основанных на подлинных испанских темах. Интересно, что Римский-Корсаков никогда не был в Испании. На репетиции и премьере этого сочинения в Петербурге в ноябре 1887 года присутствовал Петр Ильич Чайковский, который преподнес своему коллеге венок, на ленте которого значилось: «Величайшему мастеру инструментовки – от искреннего его почитателя».

Галерея концерта